Криминальная субкультура, основанная на так называемых «понятиях», сформировалась в СССР в 1930-40-е годы как отдельная каста, живущая по своим законам, далёким от норм цивилизованного общества. Однако её настоящий расцвет пришёлся на 1990-е годы, когда миф о «честных и порядочных» ворах и убийцах захватил умы многих, а тюремная лирика звучала повсеместно, создавая опасный романтический ореол вокруг преступного мира.
Парадокс, требующий изучения
Феномен восхищения и даже идеализации уголовников изучен недостаточно, хотя он представляет собой не просто живой парадокс, а, по сути, симптом серьёзных социальных и психических расстройств в обществе. Откуда же взялся этот образ «честного» преступника?
Часто звучит оправдание, что в сталинском и постсоветском пространстве многие люди оказывались в тюрьмах «ни за что». Но парадоксально, что эти «невинно осуждённые» объединялись в сообщества, где нормой становились:
- Гомосексуализм как часть тюремной иерархии
- Откровенно антигосударственная деятельность
Социальные корни явления
Отчасти это явление можно объяснить (но не оправдать) сложными социально-экономическими условиями как в СССР, так и в России 1990-х. Низкий уровень жизни, чувство несправедливости и жажда мести за реальные или мнимые обиды толкали людей на поиск простых решений. Вместо анализа системных проблем вину за свои беды перекладывали на всех — от соседа до верховной власти. Это создавало психологическую почву для оправдания грабежа «нечестных» богачей и даже убийств.
Романтизация бандитизма существовала и в других странах, но в России она приобрела уникальные масштабы, что и отразилось в феномене «честного вора». Русский менталитет с его сильной тягой к справедливости и желанием жить «по совести», а не по формальному закону, создал благодатную почву для альтернативных, противозаконных моделей поведения. Такие высокие понятия, как «совесть» и «справедливость», зачастую использовались для прикрытия элементарной безответственности, легкомыслия и преступлений, уносящих жизни невинных людей.
Кто шёл в криминал и почему?
Безусловно, бандиты иногда помогали людям в беде — иначе они не смогли бы завоевать определённый статус. Но кто были эти люди, нуждавшиеся в «крыше» и в итоге пополнявшие ряды преступников?
- Люди, уже вовлечённые в нелегальный бизнес (например, «чёрные» арендаторы или нелегальные предприниматели), сталкивавшиеся с вымогательством со стороны других группировок. Они искали защиты у более сильных криминальных структур, расплачиваясь процентом от доходов.
- Те, кто не желал учиться, честно трудиться и жить по общественным правилам. Это были мечтатели о «красивой жизни», часто аморальные, необразованные и психически нестабильные личности, готовые на пытки и убийства ради быстрой наживы.
Интересное: Куда звонить по вопросам коронавируса в Сочи: публикуем список телефонов.
- Люди, случайно или по глупости попавшие в преступные сети, из которых уже не могли выбраться.
Формирование опасного мифа
В регионах со слабой и коррумпированной властью постепенно сформировался опасный общественный миф: образ «воровского и бандитского» государства противопоставлялся образу «правильных» преступников, которых народ перестал считать преступниками. Яркими примерами служат криминальный авторитет, ставший мэром Владивостока, или бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, арест которого вызвал народные протесты. Сюда же можно отнести и финансовую пирамиду «МММ» Сергея Мавроди.
Подобные шизофренические, с точки зрения логики, конструкции — «бандитское государство» против «светлого народа», «честные бандиты» против «воровской власти» — требуют самого пристального изучения. Это настоящие психовирусы, разъедающие общественное сознание изнутри. Вдумайтесь: Мавроди обокрал миллионы, Фургала обвиняют в организации убийств, «братки» терроризировали бизнесменов. Но в ответ часто звучат оправдания: «времена были такие», «главные преступники — в Кремле», «зато Фургал сделал проезд бесплатным».
Устойчивость мифа в современности
Казалось бы, горький опыт обмана со стороны мошенников и криминальных «авторитетов» должен был чему-то научить. Однако, как показывает статистика, даже состоятельные и образованные граждане продолжают попадаться на уловки телефонных мошенников, представляющихся «сотрудниками банка». Заработать большие деньги хватает ума, а на то, чтобы позвонить в банк и перепроверить информацию перед переводом миллионов, — уже нет.
Статистика 2020 года наглядно показала: люди охотнее верят мошенникам, обещающим лёгкую наживу, чем государству, предупреждающему об опасности. Решить эту глубоко укоренившуюся проблему разовыми мерами невозможно. Необходима системная работа по чёткому обозначению границ между добром и злом в общественном сознании, что может привести к реальным позитивным изменениям в мышлении граждан.
Интересное еще здесь: Гаджеты.
«Честные» воры и «воровское» государство — вирус в мировосприятии.