Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика

Всем привет!

Продолжаем разговор о кино. О кино самом разнообразном и под новым углом обзора.

Разные жанры, стили, режиссура – у каждого кинозрителя исключительно свои вкусы, и в своих публикациях я полностью отображу всю многоцветную палитру зарубежного и отечественного кино за более чем столетнюю историю его существования.

Здесь будут рассматриваться самые разнообразные фильмы: классика киноиндустрии, авторское кино, новинки кинопроката и многое-многое другое.

Итак, поехали!

Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика

Все знают, как снять «экшн»: надо в правильной пропорции сме­шать схватки, погони, за­ложников. злодеев, напарни­ков-полицейских и огневые спецэффекты. То, что полу­чится, в случае неудачи лег­ко будет забыть вместе с полусотней подобных филь­мов.

Но зато в случае успеха фильм станет не культовой, а самой настоящей классикой и приобретет миллионы по­клонников. Он будет обре­чен на продолжения, цити­рования и передразнивания.

Именно такова судьба «Смертельного оружия».

Успех первого фильма был предопределен не толь­ко точным следованием канонам жанра, но и новаци­ями, которые маститый ре­жиссер Ричард Доннер в не­го привнес.

На дворе стояли восьмидесятые - золотое время крупнобюджетного экшна. Уже прогремели «Рэмбо», «Терминатор» и «Коммандо» - море крови и огня, плещущееся за спиной героя, идущего по жиз­ни с напряженным бицепсом и стиснутыми зубами.

Но время смертельного проти­востояния уже уходило в прошлое, и Доннер почувствовал это одним из пер­вых, намешав в коктейль боевика изрядную порцию юмора и того, что в буду­щем десятилетии станет называться «политкоррект­ностью»: «Смертельное оружие» не первый боевик, где напарники — белый и афроамериканец, но именно он задал ка­нон, по которому был снят не один десяток полицейских фильмов.

Несмотря на то, что количество филь­мов о Мартине Риггзе и Роджере Мюрто значительно уступает кар­тинам об «агенте 007», схема «Смертельного оружия» отработана не хуже схемы бондианы.

Возможно, так получилось из-за того, что режиссером всех четырех фильмов (впоследствии) был Ричард Доннер, а главные роли везде играли Мел Гибсон и Денни Гловер (команда вообще мало менялась от фильма к фильму: даже музыку писали одни и те же люди, возглавляемые Эриком Клэйтоном).

Итак, главные герои - пожилой и рассудительный негр (Гловер) вместе с молодым и импульсивным белым (Гибсон). Еще до на­чала первого фильма у Мартина погибла жена (во втором мы узнаем, что ее убили), и потому жизнь ему не мила.

В первой ленте его суи­цидальные наклонности обсуждаются в явном виде, в остальных - подразумеваются. Во всяком случае, нормальный человек того, что вытворяет Гибсон, делать не будет.

Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика

Теперь о юморе.

Во-первых, в «Смертельном оружии» одни из самых остроумных диало­гов, которые когда-либо встречались в боевиках. Шут­ки, правда, на ограниченный набор тем: порча имущества Роджера, его любовь к доче­ри, нерадивость и гонор напарников и т.п. В центре веселого смеха обычно оказывается Роджер: мало того, что его дочка сня­лась в рекламе презервативов, так даже бомбу ему подло­жили под унитаз, чтобы он был вынужден несколько ча­сов просидеть со спущенными штанами.

Несмотря на перестрелки, взрывы и трупы, в «Смертель­ном оружии» даже не пахнет черным тарантиновским юмо­ром. Все очень по-домашнему: дети, кошки, собаки... Даже выбегая из готового взор­ваться небоскреба, герои не забывают захватить с собой кошку. А фраза Мартина «Я не могу стрелять в собаку. В людей - сколько угодно, а в собаку не могу» достойна то­го, чтобы быть высеченной на фронтоне Общества собако­водов.

Но, разумеется, в картине не обходится без юмора не­преднамеренного. Ляпов в «Смертельном оружии» ко­нечно меньше, чем в халтур­ном трэш-боевике, но тем не менее внимательный зритель получит удовольствие, заметив, что герои прыгают с крыши в наручниках, а приземляются без них, надевают бронежилет до взрыва, а после как ни в чем не бывало оказываются без него. То, что автомобиль пробивает здание насквозь и выезжает без единой царапи­ны, можно, конечно, списать на условность жанра.

«Смертельное ору­жие» — не «Звездные войны» и не «Парк Юрского периода».

Обратите внимание: Оружие каменного века.

Спецэффекты здесь обычно ограничиваются взрывами и пожара­ми.

Хороший враг - полдела в боевике. В этом смысле Мар­тину и Роджеру везет: в первом фильме они сражаются с драг-дилерами из спецвойск. Главных врагов, как и в бондиане, обычно двое: интеллектуал и драчун. Да, враги жестоки и без­жалостны - даже к своим. Чтобы лишний раз подчерк­нуть это, в каждом фильме главный злодей убивает одного из своих нерадивых подчиненных.

Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика

Впрочем, не все коту масленица. Зло оказывается наказано - причем зачастую самым серьезным образом.

В финале картины Мартин долго дерется с убийцей Джошуа, побеждает его и с видимым сожалением передает в руки поли­ции. Впрочем, через несколько секунд двое напарников синхрон­но расстреливают врага из пистолетов, когда тот на свою беду тянется к кобуре конвоирующего его полицейского. Роджер произносит фразу: «Уберите это … с моей лужайки».

Несмотря на то, что лучшим фильмом называют первый (честно говоря, редко бывает иначе), больше всего денег в США собрал второй: 147 миллионов против 65 миллионов у первого и 144 у третьего. Третий, правда, собрал еще 175 миллионов в других странах. Результаты четвертого несколько хуже.

Создателей боевиков ни­когда не баловали призами, и «Смертельное оружие» не исключение: первая часть картины была номинирована на «Оскара» за... лучший звук.

Но согласитесь, что зрительское признание важнее различных наград.

Итак, вторая половина 80-х подарила миру несколько отличных образцов боевиков про полицейских. Даже если привести в качестве примера всего два фильма: «Смертельное Оружие» и «Крепкий Орешек», можно запросто обнаружить совершенно разные подходы к созданию захватывающего действия. Обе ленты оригинальны и значительно расширяют рамки жанра.

Если говорить конкретно о "Смертельном Оружии", то это невероятно обаятельный фильм. Чувствуется, что Доннер вложил в него весь свой немалый опыт режиссуры. В нужные моменты умело создается напряжение или динамичное, увлекательное, жесткое действие. И это уже не говоря об удачных переходах между смешными моментами и грустными.

При этом персонажи Гибсона и Гловера с самого начала располагают к себе, заставляют смеяться вместе с ними или же переживать за них. У этого фильма немалый запас прочности, он нисколько не устарел и по-прежнему смотрится свежо и с интересом.

Подписывайтесь на канал и, как обычно, не забывайте оставлять комментарии со своими замечаниями, предложениями и пожеланиями.

Важно мнение каждого!

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика.