По страницам летописей: почитание святых на Руси в XIV - XV веках

Одним из самых популярных святых в русской истории, личность которого известна практически каждому гражданину России, является Александр Невский. Он уверенно оттесняет всех Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других менее известных людей, так как он был прежде всего князем и только потом святым. И это, согласитесь, выделяет его из толпы. Помимо Александра Ярославича, сонм верующих пополняется целой кучей святых князей и их друзей, но древность этих культов и время их существования до сих пор вызывают сомнение.

Вообще с культом Александра Невского, да и вообще с культами святых князей в России и на Руси, творилась какая-то путаница. Очень долгое время историки считали, что в XIII и XIV веках, во времена политической раздробленности, в каждом городе умножались уважающие себя святые князья: во Владимире - Александр, в Твери - Михаил, во Пскове - Довмонт, в Суздале - Ефросиния, в Рязани - Олег и так до бесконечности. Ученые позже донесли идеи национального освобождения от монгольского ига до почитаемых местною князей, которые выросли, как грибы после дождя, и – вуаля! Комплексный культурный процесс канонизации хладнокровных, авторитетных князей как реакция на стремление народа к освобождению. Выходит вполне равномерно, если бы не одно «но» - историки первой половины XX века не предоставили достаточной документальной основы для своих расчетов, хотя способов проследить степень почитания святого достаточно.

Прежде всего нужно посмотреть на частоту появления новых житий и текстов церковных песнопений, прославляющих фигуру того или иного князя. Затем прочесывайте записи о чудесах из мест их захоронений. Ну а в худшем случае будут новости о строительстве храмов в честь тех же святых. Если всего этого нет или недостаточно источников, чтобы проследить формирование культа, возникают вопросы. Так, например, произошло с Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха, местный культ которого, вероятно, угас в XIV веке. Его имя упоминается лишь в двух житийных сборниках (их называли прологами), а затем исчезает, не выдержав конкуренции.

В конце XIV века среди князей периода раздробленности на Руси более или менее почитались только Михаил Черниговский и Довмонт Псковский. Последний пользовался местным уважением, но имел хорошие претензии на нечто большее. Всякое «старое» из доудельной эпохи тоже никуда не исчезло, но широкая публика с трудом узнавала новых святых. Это касалось не только князей, но и людей из церковной среды, которых в XII-XIV веках было не очень много.

В это время наибольшей популярностью пользовались Борис и Глеб, князь Владимир и киевский митрополит Петр. Эти трое, по сути, и взяли на себя отдувание за весь пантеон древнерусских святых, исцеляющих недуги и творящих чудеса. Все остальные, хотя и упоминаются в летописях, демонстрируют свое величие несколько медленно, не претендуя на всероссийскую славу.

Крещение ростовчан святым Леонтием. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 марках» (ок. 1677 г.)

Ситуация меняется к концу XIV века, когда из подземелья выходят сразу несколько довольно древних, местночтимых святых - Леонтий Ростовский, Антоний Печерский, Варлаам Хутынский и Никита Переславский. Они успешно действовали как почитаемые дяди с XII-XIII веков, но именно в конце XIV века в их честь начали строить церкви, а чудеса происходили почти ежедневно. Кроме того, на сцене появляются новые культы – Дмитрия Прилуцкого, Стефана Пермского и того же Сергия Радонежского.

Но почему? Что изменилось в конце XIV века? Здесь стоит подумать о том, чтобы указать на человека среди церковных деятелей и сказать: «Он все это начал!» - не будет работать. Конец XIV — начало XV века — время серьезных религиозных потрясений на Руси, когда многие церковные практики начали переоцениваться. В то же время начался своеобразный бум основания новых монастырей, что вовлекло в монашескую жизнь новые массы людей.

Святой Димитрий Прилуцкий с житием (икона Дионисия)

Известно, что в конце XIV века на Руси студийское правление сменилось иерусалимским, которое было более строгим в богослужебном и монашеском быту. Тогда же были приняты столь любимые многими историками поминальные синодики — книги, предназначенные для регулярного поминовения усопших. Меняется практика наименования монастырей, захоронения и организации общин. Меняется интерьер и интерьеры церквей. Меняется отношение представителей церкви к тому, что представляет собой эта церковь и как она относится к «мирскому» и «светскому".

Этот религиозный подъем можно попытаться связать с политическими движениями конца XIV — начала XV веков. Однако степень их влияния на церковную жизнь представляется не очень сильной, поскольку изменения в политике великого князя начнут тревожить Русскую Церковь несколько позже. Причины религиозного подъема связаны скорее с новыми формами христианизации окружающих (возьмем тех же коми-зырян, которых крестил Стефан Пермский) и освоением тех мест, где еще не было мегакультового монастыря учредил. Не следует забывать, что многие монастыри, занимавшие впоследствии не последнее место в общерусской иерархии, были основаны именно в начале XIV-XV веков с прицелом на плюс-минус 20 лет. Сюда можно отнести Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский, Псково-Печерский и, конечно, Кирилло-Белозерский монастырь. Конечно, качество жизни не зависело от количества монастырей, но общий уровень духовности пронзал небо.

Список литературы для интересующихся:

1. Мельник А. Г. Возникновение почитания русских святых в конце XIV - начале XV века. // ТОДРЛ. 2022. Т. 69 стр. 174-189.
2. Лосева О. В. Русские ежемесячники XI-XIV веков век. М., 2001.
3. Лосева О. В. Жития русских святых как часть древнерусских прологов XII - первой трети XV века. М., 2009.

Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю"

[мин] История России, Средневековье, Христианство, Святые, Культура, Культура, Длинный пост 1, Эмоции

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: По страницам летописей: почитание святых на Руси в XIV - XV веках.